ООО Мабис - ведущий поставщик микроэлектроники в России
+7 917 070 133
info@marbisrus.ru

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

В настоящее время основной формой ВЭД предприятий Российской Федерации является внешнеторговая деятельность, которая заключается в обмене товарами и услугами между различными странами. По действующему законодательству в Российской Федерации практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Это предполагает, что предприятие должно само решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежным партнером.

Сначала решается вопрос, какую продукцию или услуги предприятие может предложить на внешний рынок. Особое внимание здесь уделяется исследованиям перспектив сбыта данной продукции на внешнем рынке. Затем выбирается партнер по сделке. При выборе партнера очень важно получить из независимых источников информацию о его добросовестности при исполнении обязательств, о том, какое положение он занимает на данном рынке (является ли посредником или самостоятельным производителем потребителем), насколько прочно его финансовое положение.

На следующем этапе сделки предполагается установление делового контакта с выбранным партнером — переговоры. В процессе переговоров должны быть решены и согласованы все вопросы, касающиеся будущей сделки. Результатом переговоров между сторонами сделки является внешнеторговый контракт.

В соответствии с законодательством субъекты Российской Федерации — республики, края, области — могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. В крупных административных регионах при главах местной администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей.

Среди важнейших актов регулирующих внешнеэкономическую деятельность следует выделить:

  • Таможенный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
  • Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах»;
  • Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ №О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;
  • Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • Федеральный закон от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;
  • Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
  • Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Составление внешнеторгового контракта

Внешнеторговый контракт — это документ, в котором наиболее полно отражены условия договора куплипродажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом). Внешнеторговый контракт предусматривает обязательство одной стороны (экспортера) передать товар в собственность другой стороне (импортеру), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену. Содержание контракта определяется обеими сторонами сделки и во многом зависит от специфики товара.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления:

  • счет фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;
  • паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемые в уполномоченных банках;
  • сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);
  • сертификат прохождения товара (по требованию таможенных органов в необходимых случаях);
  • лицензии (для лицензируемых товаров).

Очень важен правильный выбор источника возмещения ущерба, так как от этого в значительной степени зависит эффективность всей работы.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах — Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» — таможенные механизмы уточняются.

Таможенный тариф — систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары.

Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:

  • фискальную — обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
  • защитную — предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;
  • регулирующую — оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.

 России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лес и пиломатериалы и др.

Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет гармонизированная система описания и кодировании товаров — международная товарно-статистическая номенклатура.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

базовый — для товаров, происходящих из стран РШИ экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);

максимальный — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например, Эстония), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки превышают размер базовых ставок;

минимальный — для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. — всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран — Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран) и из стран СНГ — участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).

Со странами СНГ существует договор об экономическом союзе, который предусматривает создание ассоциаций свободной торговли, расширение Таможенного союза и, наконец, общего рынка.

Сумма таможенной пошлины при ввозе-вывозе товара определяется в процентах от таможенной стоимости товара. Законодательство предусматривает шесть методов определения таможенной стоимости. Наиболее распространенным является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете фактуре.

Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования — различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.

Предусматривается использование специальных разрешений — лицензий на ввоз и вывоз ряда товаров. Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством.

Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Предприятие для получения лицензии обращается к уполномоченному в регионе, который в соответствии с установленной процедурой рассматривает заявление и принимает соответствующее решение.

Классификация предприятий Сегодня существуют различные формы внешнеэкономической деятельности. К наиболее распространенным из них следует отнести:
Консорциумы. Они представляют собой объединения компаний внешнеторгового и производственного профиля. На их долю в общем количестве субъектов приходится не больше 0,5 %. Консорциумы создаются с целью реализации крупных проектов (к примеру, строительство недвижимости за рубежом). Участниками таких объединений выступают производители и поставщики экспортных товаров, финансовые и проектные компании. Деятельность консорциума может быть разовой или долговременной.
Международные торговые организации (ВО). Они обслуживают ВЭС, работающие по условиям межправительственных договоров, осуществляя в числе прочего экспорт по лицензиям МВЭС, а также критический (специальный) импорт по ряду решений власти страны.
Отраслевые объединения. Они формируются для развития внешнеэкономической деятельности компаний в конкретном секторе.
Смешанные общества. Такие объединения создаются за границей с привлечением средств крупных отечественных экспортеров и зарубежных партнеров. Целью смешанных обществ выступает содействие расширению российского экспорта. Эти объединения обеспечивают поступление актуальной и полной информации о рынках сбыта, уровне конкурентоспособности товаров.
Торговые дома. Они включают в себя ассоциации, состоящие из разнообразных страховых, научно-исследовательских, складских, банковских, транспортных, производственных, внешнеторговых организаций. Они объединяются на добровольных началах и ведут работу как за рубежом, так и на отечественных рынках.
Трейдинговые компании. По своей сути они близки к торговым домам, но отличаются меньшей универсализацией. Эти объединения осуществляют поиск рынка для продукции и товара для определенной площадки, предоставляют кредиты, выполняют транспортировку, оформляют документацию.

Задача экспортной (импортной) логистики – организация и обеспечение эффективного управления материальными, финансовыми и информационными потоками с целью минимизации операционных издержек, при достижении основных параметров сделки, согласованных контрагентами.

Путь товара при экспорте делится на три этапа:

  1. предварительная доставка (на терминал основного перевозчика, в порт, аэропорт, на пограничный пункт);
  2. основная перевозка (международная перевозка); в международной коммерческой практике распространено наименование основной перевозки как «фрахт». Понятие «фрахт» имеет также значения:«сам товар во время перевозки»; «оплата транспортных услуг».
  3. конечная доставка (от таможенной границы до пункта назначения на территории страны-контрагента).

Учитывая сложную структуру, а также вариантность любой внешнеэкономической операции, для целей планирования, анализа, контроля целесообразно разработать алгоритм (модель) операции. Такие модели различаются степенью детализации отдельных этапов, составом отображаемой информации, возможностями ее компьютерной обработки, ориентацией на требования логистической системы фирмы.

Укрупненный вариант модели экспортной операции включает следующие элементы:

  • Подготовка предложения (оферты), переговоры
  • Согласование технических документов, лицензий, сертификатов
  • Подписание контракта; аванс (поступление)
  • Производство товара (если необходимо)
  • Технический контроль; упаковка
  • Предварительная доставка
  • Таможенные операции при экспорте
  • Основная перевозка
  • Конечная доставка
  • Монтаж (если необходимо)

 

Детально разработанный алгоритм (модель) операции позволяет правильно организовать (в частности, согласовать в пространстве и во времени) материальные, финансовые и информационные потоки. В табличном или сетевом варианте алгоритма операции фиксируются моменты начала и окончания отдельных этапов операции, подготовки и пересылки соответствующих документов, схема финансирования и др.

При разработке и в процессе ведения операции необходима оценка исходных условий, а также проверка изменений в нормативно-правовых, инструктивных документах, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Применительно к операциям по экспорту и импорту контроль необходим по следующим направлениям:

  • разрешен ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны;
  • необходимо ли получение специальных разрешений на ввоз (вывоз) товара;
  • подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения, стоимость получения лицензии;
  • требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного, экологических и других сертификатов;
  • облагается ли товар экспортной (импортной) пошлиной, каков размер этих пошлин;
  • имеются ли льготы по вывозу (ввозу) товара (освобождение от пошлин, налогов, сборов);
  • каковы требования валютного контроля;
  • есть ли какие-либо особенности при осуществлении платежей со страной контрагентом;
  • имеются ли специальные требования при транспортировке товара по территории страны-партнера.

 

Заказать звонок
+
Жду звонка!